В какой тематической сфере реализуются обычно наставнические программы, какие проблемы они призваны решить? Какие масштабы им свойственны в большей степени, и на каких территориях такие инициативы реализуются? Какова целевая аудитория этих программ? Ответы на данные вопросы нашли исследователи Центра изучения церковно-государственного и церковно-общественного соработничества в регионах России и мира, проанализировав информацию о множестве начинаний активных граждан нашей страны в последние три года, относящихся к теме наставничества.
Контент-анализ отечественных информационных ресурсов (период публикации: 2020-2023 гг.) показал, что инициативы, направленные на продвижение идей наставничества, можно обнаружить в самых разных субъектах страны. Подавляющее большинство проектов (74%) реализуется в мегаполисах и областных центрах, остальные 26% – в небольших городах и сёлах (см. рис. 1).
Что касается масштабов реализации проектов, то 14% – всероссийского масштаба, причем они могут быть частично и международными (например, если находятся в приграничной полосе с государствами СНГ), 12% – межрегиональные, 48% – областные, 26% – муниципальные (см. рис. 2).
Но все-таки самый важный вопрос, когда мы говорим о наставничестве, сводится к тому, что же такое наставничество, в какой тематической сфере реализуются наставнические программы. Итак, по тематике и проблемам, на решение которых направлены выявленные практики наставничества, их можно разделить на следующие группы:
⇒ Педагогика (проекты: «Наставничество как метод сопровождения процесса становления педагога», «Импульс роста», «Наставничество: формула успеха», «Из мастеров в наставники – Школа подготовки педагогов и наставников «АртМастерс», «Межрегиональная Школа наставников – руководителей научно-исследовательской деятельности школьников» и др.) – 7%;
⇒ Здравоохранение (передача опыта молодым работникам сферы и просвещение в области оказания первой медицинской помощи, проекты: «Лучший наставник в государственной системе здравоохранения Республики Дагестан», «Арктический десант») – 4%;
⇒ Профориентация (проекты: «PROгероев», «Артель», «Наставник будущего», «Наставники-2025») – 11%Бизнес и промышленность (помощь начинающим предпринимателям, конкурсы среди наставников; проекты: «Школа молодого предпринимателя. Бизнес молодых», «Бизнес-наставник», «Наставник для начинающего бизнеса», «Лаборатория предпринимательства», «Лучшие практики наставничества» и др.) – 13%;
⇒ Социализация, инклюзия и интеграция (участники: дети из детских домов, подростки группы риска, женщины в трудной жизненной ситуации, люди с ограниченными возможностями здоровья, лица без определённого места жительства и т.п.; проекты: «Значим», «Пойдём вместе», «Расправь крылья», «Если вместе вышел в путь», «Обратное наставничество. Путь в настоящее», «Социальный наставник» и др.) – 22%;
⇒ Духовно-нравственное и физическое воспитание («Папина школа», «К истокам нравственности: духовное наставничество в Оренбургском крае», «Православный библиогид: наставнический центр для кафедр православной литературы библиотек Смоленщины», «С русским воином через века». «Школа детского туризма: наставничество в действии», «Подарок наставника потомкам», «Альпинист-наставник», «Школа Акел» и др.) – 37%;
⇒ Наука (проекты: «Наставник будущего», «Наставники будущих Ломоносовых: продвижение исследовательской и проектной деятельности учащихся сельской местности и малых городов») – 6%.
Таким образом, большинство практик наставничества направлены на духовно-нравственное и физическое воспитание детей и молодёжи, а также на помощь социально уязвимым группам населения (см. рис. 3).
Целевыми аудиториями и благополучателями большинства инициатив являются дети, подростки и молодёжь, на трудоспособное население (от восемнадцати лет) ориентированы 36% практик наставничества, 12% предназначены для всех возрастных групп населения, 6% нацелены на пенсионеров (см. рис. 4). При этом целевые аудитории примерно трети проектов неоднородны и охватывают, например, детей-сирот и их наставников, будущих и действующих педагогов или студентов и бизнесменов, что обусловлено спецификой инициатив, заключающейся в передаче опыта в какой-либо сфере.
По результатам мониторинга новостей в поисковых системах Яндекс и Google, в наиболее популярной в России социальной сети «ВКонтакте», а также на сайтах Президентского фонда культурных инициатив и «Оценка.гранты.рф» (оценка результатов проектов, получивших Президентский грант), выделены следующие категории практик наставничества:
⇒ церковно-общественные – 1 грантовый проект;
⇒ церковно-государственные – 1 грантовый проект;
⇒ практики, инициированные Церковью, – 3 грантовых проекта (два – приходские инициативы, один – проект духовной семинарии);
⇒ практики, инициированные общественными организациями и гражданами, – 30 грантовых проектов;
⇒ практики, инициированные государственными институтами, – 10 грантовых проектов;
⇒ практики, инициированные образовательными организациями, – 5 грантовых проектов.
Рис. 5. Практики наставничества
Большинство выявленных в интернет-пространстве практик инициировано общественными организациями и гражданами (60%), государственными институтами реализуется 20% проектов, образовательными организациями – 10%, 6% практик инициировано Церковью, ещё 2% можно отнести к церковно-общественным, другие 2% – к церковно-государственным (см. рис. 5).
Подготовлено исследователями
Центра изучения церковно-государственного
и церковно-общественного соработничества
в регионах России и мира