Добровольчество в современной России становится самостоятельной институцией

76543243243243.jpg 22 ноября 2023 года Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации принял Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), согласно которому систематизируется правовое регулирование добровольческой деятельности в Российской Федерации и меры поддержки участников волонтерской деятельности со стороны органов государственной власти и местного самоуправления.

Федеральный закон в целях совершенствования правового регулирования добровольческой (волонтерской) деятельности вносит изменения в Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», в Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в Федеральный закон от 27 декабря 2018 года № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Новации конкретизируют и расширяют круг акторов волонтерской деятельности. В частности, в их число включаются ресурсные центры добровольчества (волонтерства), закрепляется статус ассоциаций и союзов, объединяющих волонтеров и добровольческие организации, а также создаваемых последними или другими некоммерческими организациями для расширения своих уставных целей в сфере добровольчества. В цели осуществления волонтерства включены: участие в проведении мероприятий по увековечению памяти погибших при защите Отечества, а также оказание поддержки проживающим за рубежом соотечественникам в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности. За органами местного самоуправления закрепляется право формировать координационные и совещательные органы в добровольчестве.

Теперь в Федеральном законе отражена современная практика, когда инициаторами волонтерской деятельности вне зависимости от организационно-правовой формы могут быть не только некоммерческие, но и коммерческие организации. При этом закрепляются полномочия органов власти субъектов Российской Федерации в рамках оказания ими поддержки ресурсным центрам, обеспечивающим развитие волонтерской деятельности в стране. Государственные органы и органы местного самоуправления вправе привлекать добровольцев (волонтеров) к осуществлению добровольческой (волонтерской) деятельности.

Права добровольца

Одно из ключевых нововведений – наделение волонтеров дополнительными социальными, медицинскими, образовательными преференциями. В частности, доброволец имеет право получать в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации или договором, заключенным с организатором добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольческой (волонтерской) организацией, средства для оплаты расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности. Кроме того, теперь допускается оплата расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности.

Федеральным законом предусмотрена возможность получения поощрения и награждения за добровольческую (волонтерскую) деятельность, в том числе в форме награждения нагрудным знаком за участие в добровольческой (волонтерской) деятельности, в случаях и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, а также в иных формах, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе в рамках федеральных, региональных и муниципальных конкурсов и программ.

В договоре с добровольцем может быть заложено возмещение расходов волонтера на питание, приобретение форменной и специальной одежды, оборудования, средств индивидуальной защиты, предоставление помещения во временное пользование, оплату проезда до места назначения и обратно, оплату расходов на оказание медицинских услуг, если получение медицинских услуг необходимо в соответствии с требованиями к состоянию здоровья добровольца (волонтера) при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности в соответствии с перечнем видов деятельности, в отношении которых федеральными, региональными, муниципальными органами исполнительной власти утверждается порядок взаимодействия государственных и муниципальных учреждений с организаторами добровольческой (волонтерской) деятельности и добровольческими (волонтерскими) организациями. Помимо этого, добровольческий договор может содержать оплату расходов на обучение по дополнительным образовательным программам, основным программам профессионального обучения, если обучение по таким программам является обязательным условием выполнения добровольцем (волонтером) определенных видов добровольческой (волонтерской) деятельности, а также оплату услуг связи, уплату страховых взносов на добровольное медицинское страхование добровольца (волонтера) либо на страхование его жизни или здоровья при осуществлении им добровольческой (волонтерской) деятельности.

Добро.Центр

Особое внимание в Федеральном законе уделяется деятельности ресурсных центров добровольчества (волонтерства) и добровольческих (волонтерских) организаций.

Ресурсный центр добровольчества (волонтерства) – это некоммерческая организация в форме общественной организации, учреждения, ассоциации (союза), общественно полезного фонда или автономной некоммерческой организации, которая оказывает комплекс информационных, консультационных, методических услуг участникам добровольческой (волонтерской) деятельности, а также способствует развитию инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности.

Такие центры отныне могут получать поддержку органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.

Ресурсные добровольческие центры имеют право взаимодействовать с органами государственной власти и органами местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями и иными организациями в порядке, установленном в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной круг вопросов такого центра – информирование, в том числе совместно с заинтересованными организациями, граждан о возможностях участия в добровольческой (волонтерской) деятельности. Кроме того, он может участвовать в формировании и деятельности координационных и совещательных органов в сфере добровольчества (волонтерства), создаваемых при органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Федеральный закон отражает сложившуюся сегодня ситуацию, когда волонтерские движения получили институциональное оформление через государственную молодежную политику. В связи с этим порядок определения и функционирования некоммерческой организации, осуществляющей функции Ресурсного центра добровольчества (волонтерства), устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

Федеральные органы исполнительной власти в целях обеспечения устойчивого функционирования, создания инфраструктуры осуществления и поддержки добровольческой (волонтерской) деятельности, в частности, оказывают поддержку Ресурсному центру добровольчества (волонтерства), включая финансовое, материальное и кадровое обеспечение. При этом детально прописываются формы поддержки со стороны государства участников добровольческой (волонтерской) деятельности:

финансовая поддержка, в том числе предоставление грантов и субсидий;

организационная поддержка;

информационная поддержка;

консультационная поддержка;

имущественная поддержка, в том числе предоставление помещений в безвозмездное пользование;

поддержка в области подготовки, дополнительного образования добровольцев (волонтеров);

методическая поддержка.

Перечень мер поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности определяется уполномоченными органами государственной власти и органами местного самоуправления. Информация об указанных мерах поддержки размещается в единой информационной системе в сфере развития добровольчества (волонтерства).

Не допускается оказание финансовой и имущественной поддержки организаторам добровольческой (волонтерской) деятельности, являющимися коммерческими организациями.

DOBRO.RU, или Добро в интернете

Федеральным законом расширяется статус Единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства). В настоящее время это интернет-платформа Dobro.ru. Согласно статье 17.5 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», 17 августа 2019 года Правительство Российской Федерации приняло постановление № 1067, которым определен порядок функционирования единой информационной системы «Добровольцы России». Платформа «Добровольцы России» – крупнейшая в России база данных о волонтерах из всех регионов страны: она содержит сведения о более чем 750 тысячах добровольцев и 20 тысячах организаций.

С помощью системы волонтеры со всей страны получают возможность участвовать в различных добровольческих проектах и подтверждать свой опыт с помощью электронной книжки волонтера. В книжке фиксируются достижения добровольца, сведения о поощрениях и дополнительной подготовке, а также учитывается его волонтерский стаж. Организации, которые регистрируются в системе, получают возможность искать добровольцев и обучать их с помощью онлайн-курсов.

Федеральным законом определено, что единая информационная система в сфере развития добровольчества (волонтерства) включает сведения о мерах поддержки участников добровольческой (волонтерской) деятельности, добровольцах (волонтерах), об организаторах добровольческой (волонтерской) деятельности, о добровольческих (волонтерских) организациях, о действующих ресурсных центрах добровольчества (волонтерства). Информация об участии в добровольческой (волонтерской) деятельности вносится в унифицированную систему учета добровольческой (волонтерской) деятельности (личную электронную книжку добровольца (волонтера), созданную в рамках функционирования единой информационной системы в сфере развития добровольчества (волонтерства). Предоставление сведений и информации для включения в единую информационную систему в сфере развития добровольчества (волонтерства) осуществляется добровольно

Институциализация волонтерства

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года. По сути, с нового года начнется новая веха в развитии институтов гражданского общества в современной России. До сего момента благотворительность, волонтерство, некоммерческие организации у нас были почти что неслитны и нераздельны в сегменте третьего сектора экономики. Внимание государства¹ к добровольческим начинаниям граждан в последние годы позволило выделить волонтерство в самостоятельную полноценную деятельность, которая требует особой прописки в законодательно-правовой системе страны. При этом Правительством Российской Федерации «содействие развитию и распространению добровольческой (волонтерской) деятельности отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики»².

Особую роль добровольчество приобрело три с половиной года назад в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19, когда благодаря своей активной социально-благотворительной деятельности человек пришел к человеку в то время, как государственные институты то²²лько создавали регламенты оказания помощи тем гражданам, которым она была необходима. Неравнодушие общества стимулировало государство к включению корпуса добровольцев в решение важных задач на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

Волонтерство через законодательные новации становится самостоятельной институцией со своей системой учета, поддержки, формирования, образования. Для многих, кто попробовал себя в этой сфере деятельности, возникает возможность связать свою жизнь с добровольчеством не только как с личным занятием во внеучебное или внерабочее время, но и профессионально. Важно, чтобы не получилось замещение намерения совершения добрых дел принуждением из-под палки ради материальных выгод и задействования этого социального лифта только лишь ради успеха в карьере.

Евгения ЖУКОВСКАЯ,
кандидат социологических наук

___________

¹ Концепция развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 г. № 2950-р.

² Там же, п.1.

Другие проекты

Ежегодный конкурс 2021 Ежегодный конкурс 2022 Ежегодный конкурс 2023 Конкурс малых грантов 2021 Конкурс малых грантов 2022 Конкурс малых грантов 2023